? Расскажи о своем опыте, с чего и как ты начинал учиться?
? Первоначально всё обучение на гитаре сводилось к подбору и исполнению любимых песен во дворе на шестиструнной гитаре. Я родом из Саранска, небольшого города и в нём получить особенное музыкальное образование в плане гитары невозможно. Есть преподаватели классической гитары, есть эстрадное отделение. А классическая гитара мне никогда интересна не была. Поэтому первый опыт я получил исполняя песни, причем в основном блатные.
? Сколько было тебе лет когда ты начал заниматься музыкой?
? Мне было 14 или 15 лет. Я поздно начал этим заниматься, как-то раньше не интересно было. В первом классе меня отдали в музыкальную школу, там проучился полтора года и потом ушел. Таким образом к музыке я вернулся ближе к 14-ти годам.
? Научившись основам, как ты дальше развивался? Как развивал слух, технику?
? Слух у меня развивался просто. Передались по линии папы музыкальные гены - два высших консерваторских образования. Поэтому слух, чувство ритма, чувство мелодики, ощущение гармонии у меня были с детства, с этим не было проблем. Затем на своем жизненном пути повстречал молодого человека, который очень клёво играл на гитаре по тем временам. Он мне начал показывать всевозможные песни наших рок-исполнителей (ДДТ, Кино, Алиса). Что играли тогда, что и сейчас играют многие. С этого в принципе начинают, песни интересные их приятно исполнять, даже сидя одному по вечерам.
Затем с этим парнем мы организовали музыкальную группу, дали первый концерт. На плакате тогда написали «Первый в истории школы №1 города Саранска рок-концерт». Заработали деньги, было очень приятно.
После этого я окончательно понял, что музыка – самое интересное занятие в жизни, интересней наверное ничего нет. Потом занимался самостоятельно, заказывал из Москвы всевозможные видео- и аудиошколы. Но при занятиях самостоятельно делая ошибки и недочеты, в девяти из десяти случаев ты их не замечаешь. Точнее, если есть голова на плечах ты их замечаешь,а у меня судя по всему не было и занимался больше во вред. Была непонятная постановка рук, приемы используемые гитаристами были непонятны и закрытыми для меня.
? Например, какие приемы?
? То же самое «легато», «тэппинг». Я вообще не понимал как оно делается. Думал, что их делают на крутых инструментах, на очень удобных. Затем в Москве знающие люди мне объяснили. Дальше я играл в Саранске в джазовом оркестре, проработал около двух лет. Играл с музыкантами из разных городов на джазовых фестивалях, в том числе и Георгий Арамович Гаранян - гениальнейший музыкант, ныне покойный.
? Сколько лет прошло между тем как ты начал регулярно заниматься и начал практиковать в оркестре? Как ты перешел, ведь для многих тяжело подняться на следующий уровень?
? В оркестре я тоже занимался, поднатаскал себя особенно в плане импровизации. Саранск небольшой город и джазовых гитаристов очень мало, этим практически никто не интересуется и меня взяли по знакомству. Художественный руководитель оркестра и дирижер был учеником моего отца. Отец ему сказал:«У меня сын занимается гитарой, очень любит джазовую музыку и хочет поиграть у вас». Получается по блату попал.
? С другой стороны в небольшом городке у человека интересующего гитарой и желающего играть в оркестре был бы шанс и так оказаться там, как думаешь?
? На самом деле в этом джазовом оркестре там люди все свои. То есть 80% музыкантов люди которые работают в местном драматическом театре, их сразу взяли без прослушиваний. Затем после окончания университета, принял решение ехать в Москву и всем этим заниматься. На следующий день я начал играть в группе, до этого я с ними переписывался в интернете. Группа играла ска-джаз, на тот момент кроме джазовой музыки я ничего играть не хотел. Группа просуществовала не долго, затем она перебазировалась в кавер-группу, чтобы зарабатывать деньги. Выбирался совершенно пошлый материал, вся эта галимая попса, советская попса – наиболее узнаваемые вещи.
? Расскажи, как ты совмещал самообучение на гитаре и учёбу в институте? Сколько времени занимался? Что извлек полезного из работы с самоучителем?
? Во-первых, что говорит преподаватель в видеошколе нужно внимательно слушать абсолютно всё. Нужно вслушиваться в каждую деталь, потому что важные вещи и моменты могут уместиться в тридцать секунд, и их надо услышать. Если их пропустить можно себя уводить с правильного пути, и долго потом возвращаться.
Во-вторых, нужно внимательно смотреть, как это делает музыкант. Я понимаю, что все люди уникальны и рука у тебя стоит именно так, потому что ты ищешь свой путь, но лучше делать именно так, как показывает преподаватель, в девяти случаях из десяти - это верное решение. Никогда не надо пытаться гнаться за скоростью и техникой исполнения преподавателя. Сначала нужно научиться выполнять медленно, а потом ускорять и ускорять исполнение, соответственно от простого к сложному.
Также надо обращаться к знающим людям, с ними общаться, смотреть и перенимать опыт. Общение помогает добиваться целей, узнавать новое и достичь хорошего результата.
? Можешь выделить какие-нибудь конкретные школы? Или прокомментируй известные тебе школы?
? Есть замечательная школа Пола Гилберта (Paul Gilbert), наверно многие о ней слышали. Также хорошая школа австралийского гитариста Фрэнка Гамбале (Frank Gambale), она разбита на 10-12 раундов по пять минут, в каждом несколько упражнений. Можно замечательно прокачать себе руки.
? Как тебе школа рок дисциплин Джона Петруччи (John Petrucci)?
? Честно говоря, не запаривался, но школа тоже очень крутая её можно использовать на все сто. Можно из сотен существующих школ взять одну и при правильном подходе научиться играть очень круто, просто нереально, если всё правильно делать - достаточно одной школы. На самом деле все эти школы на 50-60 процентов друг друга повторяют.
? Сколько всего ты уже занимаешься на гитаре?
? Серьезно занимаюсь около десяти лет.
? Ты начал брать уроки у российских достаточно известных гитаристов, как к этому пришел? Какие впечатления?
? Просто посмотрел на себя со стороны и пришел к выводу, что есть какие-то моменты, которые я для себя не освещал, не занимался... и в них очень слаб. Поэтому было принято решение после просмотра всевозможных видеоматериалов пойти к знающему человеку и позаниматься с ним.
? Чего ты достиг? Сколько уже занимаешься, и в чём преуспел благодаря этим занятиям?
? Занимаюсь около двух месяцев, по одному занятию в неделю. Огромный плюс в том, что преподаватель не просто хороший гитарист, но и хороший человек. Он видит все твои проблемы и за одно занятие может открыть тебе Америку. Показывает, где делаешь правильно, а где неправильно. Ты пробуешь – неделю занимаешься, и начинает получаться. Как чудо какое-то, долгое время играл неправильно и тут начинаешь играть как надо.
? А в чём конкретно преуспел? Можешь назвать технический прием?
? Например, все приемы с тэппингом, с легато. Я их не любил и не пытался, это понять. Вообще когда он прослушал и сказал:«Зачем, ты ко мне пришел? Для группы, в которой ты играешь твоего мастерства более, чем достаточно». Я ответил что, прежде всего для себя. Чувствую себя неполноценным исполнителем, если каких-то вещей не умею. Начал заниматься и буквально через месяц все выученные упражнения я применял на концертах постоянно, уже на достойном уровне. Думаю, через короткий срок я буду ещё лучше играть.
? Можно ли сказать, что если есть возможность взять уроки, то необходимо их брать и повышать свой уровень мастерства?
? Абсолютно, согласен. Преподавателю и понимающему человеку со стороны намного лучше видны недостатки и достоинства твоей игры.
Отдавая деньги преподавателю, ты их вкладываешь в собственное развитие. Если относится ответственно и адекватно, результат не заставит себя долго ждать.
Если идти к хорошему преподавателю и платить за урок 1000-1500 рублей, результат придет.
На своем опыте убедился, что человек со стороны видит очень многое и рассказывает мудро много вещей, о которых ты даже не задумывался. Ни в коем случае не стоит стесняться и жалеть денег, их можно заработать любым способом.
Самостоятельными занятиями можно не достичь высот, о которых ты мечтаешь. Если есть грамотный преподаватель, надо идти к нему и платить деньги. Ещё есть учебные заведения, но в них мест всем не хватит и легче заплатить деньги.
? Как новичку найти хорошего педагога? Как его определить, какие параметры? Может, есть какие-то секреты при выборе?
? В первую очередь у каждого преподавателя должен быть: демо-материал (видеоролик), видеоролики его студентов. Также ознакомиться с биографией, образованием, опытом. Есть всевозможные форумы, на которых можно задать вопрос о преподавателе, узнать впечатления других людей.
? В небольшом городе как узнать, ведь не у каждого преподавателя есть видео или страница в интернете?
? Прийти к преподавателю, посмотреть, как он играет. Если видишь, что есть чему поучиться и его уровень, такой который ты хочешь достичь – можно начинать занятия. В провинции, конечно, к высокому уровню придется самому идти. А в Москве, Петербурге можно продолжать с лучшими гитаристами занятия. Есть самоучки, которые играют клёво, если есть большое желание то всё возможно.
? У людей разные цели и мотивации для игры на гитаре и в целом занятий музыкой, какие у тебя?
? Для меня совершенно очевидно, что в музыке на первом месте должна стоять музыка. Она проявляется в гармонии между ритмом, грувом и техникой. Музыка не должна быть быстрой, медленной, веселой или грустной.
Музыка должна затрагивать сердца людей, заставлять их чувствовать, переживать что-то. Поэтому, если ты ставишь себе цель играть двадцать нот в секунду, ты добьешься этой цели. Но музыкантом ты не станешь, а будешь одним из сотен гитаристов играющих двадцать нот в секунду.
Если захочешь овладеть гармонической импровизацией, запомнить гармонические обороты и замены, тебя могут запомнить миллионы людей. Если рассматриваешь ритмику, гармонию и темп как средство, то результат будет более адекватным.
? Какие стороны у себя ты считаешь сильными, а какие слабыми?
? Из сильных сторон могу выделить, то что я не хочу быть похожим на других. Не хочу использовать средние технические обороты. В свое время, когда увлекался джазом, я обрел хорошую почву для музыкального мышления.
У меня хорошо получается импровизация.
Также слушаю музыку разных стилей: джаз, соул, рок, регги, латино, альтернативу.
Из слабых сторон, может быть нерешительность. Не хватает наглости, только недавно стал использовать свои наработки, а до этого играл шаблонные, хотя в голове много интересных идей.
Почему-то всегда забываю думать, исполняя импровизацию или песню. Есть такое понятие «играть пальцами», свойственное многим российским гитаристам. Если играть от головы, сердца и продумывать хотя бы половину сыгранного, то намного интересней выходит музыка.
? А разве отличный слух не твоя сильная черта? Ведь подбираешь песни со сложными аккордами достаточно легко.
? Да это так, спасибо генам. Они мне помогали и в джазовом оркестре. Сложности не составляет какую-то вещь подобрать. Помогает большое количество концертов за плечами. Если учесть, что почти одни и те же самые песни и набор, как правило, шаблонных схем то сложностей самого подбора не возникает.
? Есть большие интернет-форумы на которых общается большое количество музыкантов, а как думаешь, почему сейчас мало людей участвуют в различных джемах? Есть ли этот так называемый синдром «диванного гитариста»?
? Определенно такой синдром существует. На мой взгляд, люди не выходят играть по разным причинам. Возможно, лень встать с дивана, одеться и куда выехать, чтобы поиграть. Думают, что лучше дома посидеть, поиграть, самоутвердиться.
Возможно, боязнь какая-то, мы на джемы постоянно зазываем людей. Говорим: «Приходите играть с подготовленным материалом, группами». Лучше на сцене выступать, чем сидеть на диване. Проблема достаточно распространенная, как с ней бороться не знаю.
? Считаешь ли ты, что музыкантам на любом этапе развития важно общаться между собой, ведь музыка это своего рода форма общения?
? Я считаю, что любая музыка требует какого-то выхода, применения. Поэтому общие сборы, различные выступления они нужны — сто процентов. Практика имеет ряд преимуществ перед теми, кто просто сидит дома играет под фонограммы, записывает для себя. Поэтому выходить из дома, с кем-то играть, ходить на концерты, определенно, надо.
? Что делать начинающим, у которых нет знакомых?
? Обвинять кого-то ни в коем случае не надо. Если у человека есть цель, он хочет расти – должен что-то делать, куда ехать, идти. Если он боится, и ему достаточно одного двух концертов в месяц где-то у себя в городе, пожалуйста.
Если хочешь большего — бери частные уроки, выезжай в большие города, ходи на концерты. Всё в твоих руках, если готов пожертвовать огромной частью своей жизни, своего времени, для того чтобы самому развиваться, то делай.
? Можно ли начать, поместив объявление на интернет форуме?
? Да, именно так я и приехал в Москву. Оставил объявление на форуме, что гитарист ищет группу. Где-то дня через два мне написали, и я поехал. На следующий день уже репетировал с группой. Если брать ту же самую Москву, здесь не проблема найти себе группу на начальном этапе.
? Ты получаешь свой основной доход от работы в офисе, как планируешь своё будущее? Совмещать будешь или перейдешь на игру на гитаре?
? Да, основной доход я получаю не игрой на гитаре. В ближайшие лет десять планирую продолжать совмещать. Как сказал Чак Паланик (Charles Palahniuk): «Если человек задумывается о своем далеком будущем, то на самом деле он задумывается на полтора-два года вперед». Мне кажется, какое-то время я ещё буду работать в офисе, потому что он приносит мне больше денег, чем музыка.
Я считаю, что зарабатывать хорошие деньги, это нормально. Тот же самый офис мне позволяет брать уроки, оплачивать жилье, покупать инструменты. Всё что я купил здесь в Москве, например, различное оборудование - всё благодаря офису.
Возможно, в дальнейшем это может мешать, если станешь профессиональным музыкантом, будешь играть в активно гастролирующем коллективе. А сейчас мне это не мешает, я работаю в офисе и могу каждый день заниматься на гитаре 3-3,5 часа. Это очень много, если правильно заниматься.
В будущем вижу себя сессионным музыкантом, записывающимся в студии, работающим на сцене. Психологически немного трудно перейти к более низкому уровню заработков. Я знаю, что в России даже профессиональные музыканты не могут похвастаться тем, что есть доход, который бы позволял не париться. Возможный заработок: преподавание, выступление, покупка и перепродажа инструментов. Стандартные схемы бизнеса.
? В общем, у тебя сейчас получается гармонично совмещать?
? Пока, да. Офис или какая-то другая работа может позволить музыканту в небольшие сроки купить оборудование. Часто слышу рассказы, как не хватает денег, так и хочется сказать: «Попробуй поработать, здесь ничего постыдного нет». Труд – это хорошо, сможешь купить то, о чём мечтал. Хороший инструмент, оборудование и продолжай заниматься музыкой. Это зрелый и рациональный подход. Если люди посмотрят, сколько они реально занимаются музыкой – обнаружат, что занимаются не так уж и много.
? Расскажи, пожалуйста, об одной из своих любимых композиций, как она называется?
? Композиция называется «Лимонад», я написал её полтора года назад и посвятил её своему другу, которого мы ласково называем «Дюшесом». На мой взгляд, очень интересная, есть оригинальные моменты, которые слушатели могли и не встречать.
? Какая ещё из твоих композиций тебе особенно дорога?
? Эта композиция очень личная, называется «Монстры». Её я посвятил людям, погибшим в теракте, который произошел совсем недавно в московском метро. Здесь я попытался создать картину противостояния добра, людей, светлых душ, этим монстрам, тому злу, которое нас окружает. Композиция разбита на два основных направления. Одно направление очень страшное, эмоционально тяжелое. Также есть отдельные кусочки композиции, где я старался изобразить души, ни в чём не повинных людей, которые возносятся в небо. Эту композицию записал, где-то часа за полтора. В день теракта я пришел домой, очень было тяжело написать. Сидел, слушал, плакал, очень переживал. И записал это откровение.
? Есть музыканты, которые высказывают свою позицию на общественные явления Юрий Шевчук, Нойз Мс, Катя Гордон можешь прокомментировать эту тенденцию? Как относишься к тому, что артисты своим отношением выражают общественное мнение?
? Я считаю, что если музыкант имеет возможность донести свою идею, своё отношение к тем или иным проблемам в средствах массовой информации в частности, это хорошо.
...
Хочешь еще?
Подпишись на рассылку новостей проекта на сайте
ссылка